По материалам публикаций в газете "Артиндустрия"

Где купить кисти вопрос у наших покупателей не возникает, в отличие от того какая кисть лучше. Не утихают споры на тему «синтетика» или натуральный волос.

На пике моды и дань традициям.

Современные кисти производятся в трех категориях - натуральные, синтетические и смесовые.

Кисти изнатурального волоса известны своей способностью удерживать много жидкости. Внутри каждого натурального волоска есть полая трубка.Она как бы втягивает в себя воду.А снаружи волос покрыт крошечными чешуйками, которыеудерживают воду внутри кисти.Хороший конус натуральнойкисти формируется благодаря самой геометриинатурального волоса. Он естественным образом сужается к кончику. Кисть из натурального волоса хорошо держит форму и подходит практически для любых красок и средств.

Кисти из натурально волоса не дешевые и цены, вероятно, будут расти, т.к. и Индия, и Китай, откуда привозят волос для кистей, взяли курс на рост уровня жизни своих граждан. А к этомуприбавится и рост инфляции. Поэтому многие специалисты артиндустрии полагают, что спрос сместится в сторону синтетических кистей, хотя, без- условно, приверженцы натурального волоса среди художников останутсявсегда.

Чаще всего синтетический волос для кистей это нейлон, специально обработанный кислотой. Хорошо сделанная синтетическая кисть способна воспроизводить ощущение, внешний вид и особенности кисти из натурального волоса. Кстати,синтетические кисти можно назвать трендом в артиндустрии и «золотой серединой» по соотношению цена-качество. Этохороший, качественный инструмент с разнообразными возможностями. Они доступны и долговечны,иименносинтетикапозволила рынку кистей серьезно вырасти в объемах. Многие производители кистей добились полной схожестихарактеристик натуральных (беличьих или колонковых) и синтетических кистей. Кроме того, поражает ихуниверсальность, которая приводитк экономии на материалах. С одной стороны, это та же прекрасная беличья кисть для акварели, новтожевремяхудожникслегкостьюперейдетею на письмо акриловыми красками или чернилами, чего не получится сделать имея лишь натуральную кисть. Одна кисть - для различных красок.

Конкуренцию натуральным и синтетическим кистям составляют смесовые кисти. В недавнем прошлом было модно смешивать верблюжий волос с белкой, козой,быком и пони. Сейчас существует огромное количество комбинаций смесей синтетического и натурального волоса. Например, синтетика в смеси с белкой и козой. Натуральный волос придает кистям мягкость и впитывающую способность, а синтетика добавляетупругость.

Номера кистей в последнее время устанавливаются производителями по собственным техническим условиям. Точные данные по ширине, толщине волоса следует получить на сайте производителей. Как правило для кистей из белки и колонка номер соответствует толщине волоса в мм.

Кисти и те, кто ими пользуется

Главный вопрос при выборе кисти, который должен задать себе покупатель: для каких целей приобретается кисть и как долго она должна прослужить? Для студентов, например, можно рекомендовать недорогие синтетические и щетинные кисти. Эти же кисти прекрасно подойдут для росписи различных поделок в ДПИ. Если же покупатель может себе позволить потратиться, обратите внимание на кисть на все времена - колонковые кисти, неизменно универсальные икачественные.

В статьях, размещаемых под заголовком «Советы продавца», мы постарались обобщить ответы на вопросы, которые часто задают наши покупатели. Следует отметить, что с вопросом «какой материал выбрать» обращаются посетители, которые решили попробовать себя в художественном творчестве. Студенты, как правило, имеют ясные указания от своих преподавателей, а сами преподаватели и профессиональные художники имеют собственные предпочтения в материалах. Однако, не следует забывать о развитии современного арт-рынка товаров для творчества в след за технологией художественных материалов. Производители предлагают материалы с улучшенными свойствами, расширяя традиционный ассортимент и виды художественных материалов.

Мы внимательно следим за новинками от разных производителей, скрупулёзно подбираем различные виды художественных материалы со всего света. Надеемся, что наши заметки помогут Вам разобраться в многообразии современных материалах, предлагаемых на прилавках художественных специализированных магазинах и сделать правильный выбор.

В подготовке статей мы руководствовались опытом общения с художниками, преподавателями, обобщили материалы из различных изданий.

В подготовке статей мы берем за основу те материалы, которые сегодня присутствуют на прилавках наших магазинов и даём советы с точки зрения продавца.

Цена. Тратьте деньги с умом.

За прилавком магазина товаров для художников, как нигде не следует забывать, что принцип «чем дороже, тем лучше» не всегда работает. Цены на аналогичный товар от различных производителей могут отличаться до 25%. Влияние на цену оказывают позиционирование производителем своих материалов, ценовая политика производителя, а в последнее время и дата поставки. Следует не забывать, что речь именно о сопоставимых по свойствам товарах. Так масляный кобальт фиолетовый, изготовленный на основе настоящего пигмента всегда будет в 4-е раза дороже масляной краски фиолетового цвета, изготовленной из органического пигмента. При этом цена на кобальт фиолетовый от разных производителей может отличаться.

Мы постараемся в наших заметках рассказать, какие товары являются аналогами, обратим Ваше внимание где можно сэкономить, а на чём этого делать не следует.

Консервативный парадокс. Не бойтесь нового.

Рынок художественных материалов пожалуй самый консервативный. Консерватизм заключается в категоричности предпочтений в материалах лидеров мнений. Мы подразумеваем профессионалов, преподавателей. Зачастую новым материалам, которые производители готовы предложить Вам очень трудно найти своего покупателя. Парадоксальной ситуация выглядит особенно, если учесть, что речь идет о самой творческой профессии – профессии художника, которая подразумевает эксперименты в творчестве. Мы рекомендуем не стесняться и экспериментировать с материалами. Тем более, что зачастую новые для российского рынка материалы, новыми для зарубежных коллег давно не являются.

Для примера приведем, акриловые краски. Более 30 лет акрилом пользуется весь мир, у нас только последние пять лет эти краски стали заметны нашими художниками и стали выпускаться российскими производителями. Второй пример – синтетические кисти. Сегодня все знают, что они удобны, долговечны в сравнении с аналогами из натурального волоса и синтетику отличает более доступная цена в сравнении с колонковыми кистями. Зарубежные художники давно используют их в своем творчестве. Сложно представить с каким трудом пробивались синтетические кисти на российский рынок, замещая дефицитный колонок и неудобную щетину.

Не пренебрегайте непонятными Вам товарами при выборе материалов для творчества. Среди неизвестных Вам материалов, наверняка, есть много полезных товаров, которые сделают Вашу работу приятной, позволят раскрыть Ваши творческие замыслы.

Это точно надо знать!

Как сориентироваться в разнообразии масляных красок? Краски делятся на две основные серии по качеству: высокохудожественные и студийные. Старшее поколение помнит ещё и эскизно-масляные краски, которые сейчас не выпускаются.

Серия «Artist’s». Это тонкотёртые краски, изготовленные на очищенных растительных и особо чистых пигментах. Именно в этой серии применяются настоящие пигменты на основе соединений кадмия и кобальта. Как правило в производстве красок Artist’sиспользуется один пигмент с максимальной концентрацией и минимально возможным добавлением масла и связующих веществ.

Разные производители используют для обозначения данной серии специальные наименования: Artist’sили Artisti (в зависимости от страны происхождения). У отечественных производителей это серии «Мастер-Класс» (ЗХК, С-Петербург) или «Старый Мастер» (Гамма, Москва).

Студийные краски. В красках этой серии не применяются настоящие кадмиево-кобальтовые пигменты, которые заменены на их имитации. Современные технологии химического производства позволяют выпускать пигменты, имитирующие цвет кадмиевых и кобальтовых пигментов. Имитации имеют очень хорошее качество, максимально приближены к настоящим, обладают достаточно высокой светостойкостью и укрывистостью. Бесспорным достоинством этих красок является их экологическая безопасность, так как они не содержат солей тяжелых металлов.

Студийные краски доступны по цене, изготовленные на высококачественном льняном масле. Отечественные бренды этой серии: «Ладога» от ЗХК, С-Петербург и «Студия», «Гамма».

Как выбрать?

При покупке краски определитесь, для какого уровня работ она необходима. Если Вашей работе предстоит жить в веках, смиритесь с высокой ценой краски. Для начинающих художников на старте творческой карьеры, набросков вполне можно обойтись красками более доступных серий.

Читайте информацию на этикетке. Если после названия цвета производитель использует слова «имитация», «азо», «А» или «цвет», значит краска изготовлена на органических пигментах. Это означает, что краска относится к студийной серии.

Качество краски определяется светостойкостью пигмента, которая обозначается знаком «*» - звёздочкой. От одной до трех «звёздочек»: малая светостойкость (*), средняя (**)и высокая светостойкость (***).

Учитывайте, чтодля белил тот же самый знак обозначает степень подверженности желтизне: ** желтеющие, ***слабо желтеющие, **** не подвержены пожелтению.

Укрывистость обозначается символом в виде закрашенного квадрата. ■ — обозначает то, что краска укрывистая, символ — краска лессировочная, т.е. прозрачная.

На этикетках иностранных марок часто можно увидеть надпись с указанием на «серию» - ценовую группу. Используемый в производстве краски пигмент, отражается специальной международной буквенной комбинацией. Расшифровку этих сочетаний букв Вы можете найти в каталоге любой крупной компании-производителя.

Один из самых традиционных материалов для живописи, это масляные краски. Даже именитые авторы расходятся во мнении, когда была применена первая масляная краска. Художники средневековья готовили краски сами по собственным рецептам, или как сказали бы сейчас, рецептурам. Специальная литература подробно описывает свойства тех или иных масляных красок. Мы умышленно не перепечатываем научные труды, что быть краткими не упустить главное. По рецептам старых мастеров или по собственным рецептурам, и сейчас художники изготавливают краску. Наша задача рассказать о красках, которые Вы сегодня найдете на прилавках магазинов и помочь определиться с выбором.

Немного технической информации.

Краски (любые) представляют собой сочетание пигмента и комплекса связующих веществ. Именно пигмент определяет цвет краски. А учитывая, что любой пигмент – это химическое вещество, свойства краски. То есть светостойкость и следовательно долговечность краски, поведение краски в смеси с другими, её прозрачность или укрывистость.

При современном разделении производств, существуют мировые заводы специализирующиеся на выпуске только пигментов. Производители художественных красок приобретают пигменты для изготовления красок по собственным рецептурам. Потребитель зачастую не знает, что пигмент произведен на одном заводе и был использован разными производителями. Следует, наверняка отметить, что стоимость пигмента и определяет цену краски, которую Вы приобретаете в магазине. Мы приоткроем секрет, почему стоимость отечественных красок так зависит от цены на пигменты. Основная масса пигментов – кадмиев, кобальтов, качественный ультрамарин производятся за пределами нашей Родины. Не стоит удивляться, что цены на отечественные краски сильно зависят от курса мировых валют.

Заводы-производители готовит в лабораторных условиях рецептуры для каждого цвета художественной краски, специалисты подбирают индивидуально для каждого наименования оптимальное сочетания пигмента, масел и вспомогательных веществ, адаптируя краску к массовому производству на заводском оборудовании. Цвет краски при этом соответствует нормам, принятым на предприятии. Отечественные производители при производстве масляных художественных красок руководствуются ГОСТом. Собственные разработки выпускаются по ТУ. О том по каким регламентам выпущена отечественная краска, Вы можете узнать по этикетке.